Какие печатные издания Вы покупаете в последнее время?

Ответы экспертов

Куда пойти учиться на журналиста

Добрый день! Я собираюсь идти учиться на журналиста. Подскажите, в какой ВУЗ лучше поступать?

Где интереснее работать: на ТВ, радио или в газетах

Добрый день! Я только начинаю работать в области журналистики и пока не могу выбрать сферу деятельности. Скажите, где интереснее работать: на ТВ, радио или в газете?

Отвечает Корнилова Екатерина Владимировна, специалист по праву сми

Как общаться с гостем в прямом эфире?

Вопрос задала Тамара: Хочу спросить насчет работы в прямом эфире. А здесь есть какие-то особые тонкости, "секреты", которые надо знать при общении с гостем в студии?

Ответ: Почему-то принято считать, что процесс общения на экране – это, прежде всего вопросы и ответы. На самом деле этот процесс мало чем отличается от общения в жизни. Вы прекрасно знаете, как много значат в нашей жизни взгляд, или молчание, или едва уловимая улыбка. Точно так же, а может быть, даже еще заметней, это выглядит на экране. Никто не судит о качестве сюжета исключительно по его тексту. У ведущего есть еще и интонация и, что не менее важно, есть паузы. Иногда одна пауза стоит интонации и содержания вместе взятых.

Исследуем действие паузы на простейшем экспресс-опросе. Человеку задан вопрос, вопрос неожиданный, точный, на тему дня. К тому же задается он адресно. Это не вопрос типа: «Как вы относитесь к ситуации в Ираке?” А вопрос типа: «Вы приютили бы у себя Саддама Хусейна?” На такой вопрос трудно ответить сразу. Человек удивлен. Ощущает замешательство. Ищет и не находит слова для ответа. Вся эта борьба, эти эмоции написаны у него на лице и сняты крупным планом. Даже если после этой замечательной сцены без слов человек просто махнет рукой и пойдет дальше по своим делам, считайте, что вы выполнили свою задачу.

Удивительно, но паузы имеют свое собственное содержание. Хуже всего, когда пауза становится паузой растерянности. Нелепо и комично выглядит ведущий, которому не включили объявленный сюжет, когда он растерян, разозлен и совсем не знает, что ему делать: то смотрит в монитор внимательно и угрожающе, то читает невидимый зрителю текст, то звонит режиссеру и при этом напрочь забывает о зрителе. Еще минуту назад мы видели уверенного и профессионально подготовленного человека, который сообщал нам важную информацию, был нам интересен и приятен. И вдруг (о, ужас!) этот же человек нас, зрителей, боится, стесняется и главное, совсем не хочет или не может общаться с нами, когда возникает проблема. Это пауза растерянности.

Таких пауз следует избегать. Ведущий, который не общается со зрителем, бросает его в моменты технических неполадок, рискует долгое время вызывать отрицательные эмоции. Люди воспримут его как обманщика или ханжу: «Только что делал вид, что любит меня, а как только возник сбой, стал думать только о себе!»

Я всегда считала, что такие моменты являются лучшим тестом на профпригодность, потому что профессиональный ведущий в этой же ситуации ведет себя совсем иначе. Он общается с нами, объясняет ситуацию и, доверяя своему зрителю, только выигрывает. Тогда и техническая пауза становится паузой содержательной. Мало того, такие моменты даже сближают ведущего со зрителем, потому что недосягаемый герой экрана вдруг оказывается вполне обычным человеком, у которого тоже могут быть проблемы. Но он не скрывает их от своих зрителей, а даже как бы обращается к ним за помощью и поддержкой.

То есть если вы даже просто объясните зрителю ситуацию и молча будете ждать объявленного сюжета, ваше молчание станет не паузой растерянности, а паузой уверенности. Если же сюжета все нет и нет, то вполне можно использовать новый вид паузы – паузы улыбки. Ведь у всех бывают в работе просчеты, просто на телевидении все это суперзаметно и суперпублично. Не так ли? Зритель улыбнется в ответ на невысказанную мысль ведущего и с удовольствием посмотрит, чем закончится этот неожиданный, интересный спектакль.

Паузу ведущий может держать и специально, особенно если эта пауза на самом деле - вопрос. Это прекрасный прием, которым виртуозно пользуются многие профессионалы. Представьте: гость в студии ожидает каких-то словесный конструкций и вполне к ним готов. Но ведущий неожиданно перестает задавать вопросы, держит паузу. Тем самым высказывая недоверие к предыдущему ответу или сомнение в том, что ответ был полным и искренним. Вроде бы ничего не происходит, но ведущий молчит и внимательно смотрит на собеседника вместо того, что задать следующий вопрос. И тогда собеседник вынужден более подробно объяснять свою позицию. Он становится более эмоциональным, более возбужденным, ему труднее контролировать свои слова и эмоции, а это, оказывается, тот самый эффект, которого, собственно, и добивался ведущий. Но паузы надо уметь ценить, не разбрасываться ими и иногда даже специально прогнозировать паузу-вопрос в своем сценарии. При этом не забудьте предупредить о своем плане оператора. Ведь паузу нужно еще и правильно снять!

Журналисткая байка: как пауза сенатора погубила!

Не могу не привести одну занимательную байку про знаменитого американского журналиста, который получил задание в прямом эфире «расколоть» сенатора, которого подозревали в финансовых злоупотреблениях. Перед программой сенатору и его пресс-службе были отправлены вполне невинные вопросы. Однако в прямом эфире ведущий задал только первый из согласованных вопросов. А потом, получив ответ, ведущий начал молча с интересом глядеть на своего собеседника, закурил трубку, положил ногу на ногу…

Этот тонко продуманный спектакль был рассчитан на то, что опытный ведущий чувствует себя в прямом эфире очень уверенно, почти как дома. Несчастный же сенатор, наоборот, стал мокрым от волнения и совсем не понимал, что ему делать в ситуации, когда никто не задает вопросов. Он задал сам себе вопрос из тех, которые ему удалось вспомнить. Быстро на него ответил. Ведущий кивнул, улыбнулся и сменил положение ног. И тогда сенатор не выдержал и сам заговорил о тех обвинениях, которые проникли в газеты, и о которых он ни в коем случае не должен был говорить с экрана телевизора.

Результат предсказуем: скандал. Сенатор уходит в отставку и подает в суд на телевизионную группу, так как у него на руках предварительный список вопросов. Судья смотрит запись программы и вполне резонно отказывает нашему сенатору в иске, так как телеведущий задал именно тот вопрос, который был согласован. Дело в том, что за вопрос-паузу привлечь к ответственности нельзя.

Начинающий журналист имеет тенденцию задавать много-много вопросов и как бы наезжает своим голосом на ту самую паузу, которая должна была быть, но которой уже нет. Старайтесь ценить паузу и свою, и чужую. Пауза всегда связана с раздумьями, с поисками нужного слова, нужной мысли. Такие моменты самые дорогие на экране, потому что все это происходит на глазах у зрителей. Зритель невольно втягивается в увлекательный процесс поиска нужной мысли и нужного слова, думает, как бы он сам ответил на месте того человека, который держит содержательную паузу. Пауза растерянности вызывает смех и отторжение - особенно если растерян журналист или ведущий эфира. Содержательная пауза вызывает уважение и интерес. Такую паузу может держать только тот журналист, который умеет слушать. Если ваш собеседник явно старается уйти от заданного вопроса, лучше всего внимательно посмотреть на него с интересом и сомнением, но ничего не спрашивать дополнительно. Сам расскажет.

Будьте осторожны со своими вопросами и с манерой наскакивать на людей во время съемок интервью - как на выезде, так и в студии. Гораздо достовернее на экране выглядят те наши герои, которые умеют молчать и, следовательно, думать.

Могу поделиться одним своим секретом, как добиться паузы и избежать навязчивых вопросов. Секрет прост. Попросите своих героев после того, как они услышат ваш вопрос, вновь повторить этот вопрос вслух, как бы задавая его самим себе. Тут-то и возникает содержательная пауза, пауза-раздумье. Человек переходит из надоевшей формы вопрос-ответ в жанр монолога, разговора с самим собой. Это очень хороший прием при съемках документального кино или очерка, когда в центре ваш герой, а вашего голоса вообще быть не должно.